Кулик, болото, Москва  

21.08.2017
Кулик, болото, Москва  

На сцене двое – в одинаковых серо-бежевых свитерах, годных изображать и кольчугу, и древнерусскую рубаху. Время – XIV век, место – Куликово поле, точнее, болото, известно ведь, где обитает болотная птица кулик, образ действия – томительное бездействие в ночь накануне великой битвы, ставшей началом освобождении Руси от ордынского ига.

Как рассказать об этом времени школьнику, для которого больше половины слов этой истории обозначают примерно то же, что для его прапрадеда слово «нетбук» или «смартфон»? Который в ответ на вопрос, почему поле называется Куликовским, простодушно кричит из зала: «Потому что на нем была Куликовская битва!» Вот такие исходные условия. Ну что ж, занавес – которого в этом театре нет.

Князья, бояре, ханы, дружинники появятся чуть позже, когда зрителя уже захватят и увлекут, когда завоюют его доверие, дав возможность отождествиться с кем-то из тех, что попроще, обычными людьми, как те двое на сцене. Которые стоят сырой сентябрьской ночью в болотном тумане – и мерзнут, и боятся, и говорят о разных пустяках, и ждут завтрашнего сражения.

Что за сражение? С кем? Почему так важно? Оп – и флэшбэк. Князь Олег Рязанский едет ябедничать в Орду, что Дмитрий Московский, которым мы все знаем под именем Дмитрия Донского (но получить это имя ему только предстоит – как раз благодаря той битве, которую здесь, на сцене, мы еще не увидели), выстроил каменный кремль – вопреки запрету.

Дальше нам покажут историю о мужестве и предательстве, политических интригах и кровавых боях, после которых трупов на поле остается больше, чем живых возвращается домой, историю о том, как средней руки княжество Московское у самых границ русских земель стало центром Руси и ее столицей.

Покажут самыми лаконичными средствами: два стула на сцене – вот и весь реквизит. Два актера – весь состав. Но – богатейшая пластика. Совершенно потрясающая пантомима. Постоянные перевоплощения – из князя в хана, из хана в генуэзца, из генуэзца опять в князя, из князя в богатыря Пересвета…

И звук. О, звук – это надо видеть, точнее, слышать. Принципиально отказавшись от всякого музыкального сопровождения, театр рискнул – и выиграл, благодаря блестящему использованию возможностей человеческого голоса, способного имитировать и курлыканье кулика и перекрикивания заблудившихся в тумане дружинников, и грозный рев бросающегося в бой ордынца, и писклявый лепет недальновидного хана Абдуллаха, которого зарезал коварный Мамай. А когда (отсылка к известным метафорам из «Задонощины») часть зала по просьбе актеров «грозно воет» волками, часть – «грает» воронами, часть, топая ногами, имитирует коней, а еще часть, приставив кулак ко рту, гудит в него,  изображая те самые «трубы трубят в Коломне», ты вдруг понимаешь, что «Тайна Куликовской битвы» – так называется спектакль, – вовсе не в том, что она привела к возвеличиванию Москвы.

Эта тайна в театральном чуде, которое происходит у нас на глазах. Когда события восьмисотлетней давности становятся актуальным событием нашей сегодняшней жизни – прямо здесь и прямо сейчас. Том чуде, которое делает древнюю историю понятной сегодняшнему ребенку и лично пережитой им.

И финал спектакля еще раз подчеркивает эту удивительным образом восстановленную связь времен. Где же это почти сказочное Куликово поле, в Тридевятом царстве? Да нет, рукой подать, всего 200 километров от Москвы, два часа на машине. Ну что, поехали?..

ПОДПИСАТЬСЯ НА АНОНС

Подписаться на анонс