fbpx

ТАЙНА КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ | 8+

900

Нет в наличии

Когда: Февраль 24 Во сколько: 15:00 до 16:00
×

ТАЙНА КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ | 8+ #1

900

– Древняя Русь – это ведь были варвары.

– Что-о-о?!.

– Они ссорились, не платили дань, не подчинялись законам государства…

...А на Битву почему-то пошли всем миром. Даже нашим зрителям предстоит поучаствовать - никто не отвертится!

А после победы... новые предательства, сожжение Москвы, постыдная переплавка куполов.

Да что ж это за битва такая?! За что и где велась, когда и чем закончилась, – на самом деле? Вот тайна, которую вам предстоит отгадать.

А пока "взгляните, - просит актер, - где сейчас Москва, а где Казань?"

ДЛЯ КОГО

Для детей от 10 лет и взрослых, которые хотят восполнить пробел в знаниях

ИНТЕРАКТИВ

Каждый зритель может стать актером. И маленький и большой

ПОБОЧНЫЙ ЭФФЕКТ

У вашего ребенка может развиться тяга к истории

Возраст: 8+

Продолжительность: 50 минут

Режиссер: Егор Атаманцев

В ролях: Павел Шишлянников, Сергей Зябко

Место проведения: Культурное пространство Собор в Палатах Мазепы (Колпачный пер., 10/7с4, м. Китай-город)

Бронирование: (964) 502-33-30

 

Подробное описание спектакля

Подробнее о спектакле

Князья, бояре, ханы, дружинники появятся чуть позже, когда зрителя уже захватят и увлекут, когда завоюют его доверие, дав возможность отождествиться с кем-то из тех, что попроще, обычными людьми, как те двое на сцене. Которые стоят сырой сентябрьской ночью в болотном тумане – и мерзнут, и боятся, и говорят о разных пустяках, и ждут завтрашнего сражения.

Что за сражение? С кем? Почему так важно? Оп – и флэшбэк. Князь Олег Рязанский едет ябедничать в Орду, что Дмитрий Московский, которым мы все знаем под именем Дмитрия Донского (но получить это имя ему только предстоит – как раз благодаря той битве, которую здесь, на сцене, мы еще не увидели), выстроил каменный кремль – вопреки запрету.

Дальше нам покажут историю о мужестве и предательстве, политических интригах и кровавых боях, после которых трупов на поле остается больше, чем живых возвращается домой, историю о том, как средней руки княжество Московское у самых границ русских земель стало центром Руси и ее столицей.

Покажут самыми лаконичными средствами: два стула на сцене – вот и весь реквизит. Два актера – весь состав. Но – богатейшая пластика. Совершенно потрясающая пантомима. Постоянные перевоплощения – из князя в хана, из хана в генуэзца, из генуэзца опять в князя, из князя в богатыря Пересвета…

И звук. О, звук – это надо видеть, точнее, слышать. Принципиально отказавшись от всякого музыкального сопровождения, театр рискнул – и выиграл, благодаря блестящему использованию возможностей человеческого голоса, способного имитировать и курлыканье кулика и перекрикивания заблудившихся в тумане дружинников, и грозный рев бросающегося в бой ордынца, и писклявый лепет недальновидного хана Абдуллаха, которого зарезал коварный Мамай. А когда (отсылка к известным метафорам из «Задонощины») часть зала по просьбе актеров «грозно воет» волками, часть – «грает» воронами, часть, топая ногами, имитирует коней, а еще часть, приставив кулак ко рту, гудит в него, изображая те самые «трубы трубят в Коломне», ты вдруг понимаешь, что «Тайна Куликовской битвы» – так называется спектакль, – вовсе не в том, что она привела к возвеличиванию Москвы.

Эта тайна в театральном чуде, которое происходит у нас на глазах. Когда события восьмисотлетней давности становятся актуальным событием нашей сегодняшней жизни – прямо здесь и прямо сейчас. Том чуде, которое делает древнюю историю понятной сегодняшнему ребенку и лично пережитой им.

И финал спектакля еще раз подчеркивает эту удивительным образом восстановленную связь времен. Где же это почти сказочное Куликово поле, в Тридевятом царстве? Да нет, рукой подать, всего 200 километров от Москвы, два часа на машине. Ну что, поехали?..

Отзывы о спектакле

Когда вышли со спектакля «Тайна Куликовской битвы» в Малый Казенный переулок, успели еще увидеть метрах в пятидесяти впереди спины двух только что отыгравших его актеров.
Дочка Дуся восхищенно заговорила – смысл ее речи в общем был следующий: идут по весенней Москве двое таких неотличимых от прочей толпы человека, и если не знать, никогда не скажешь, что пять минут назад они были ханами, князьями, целыми армиями в целом и одиночными ратниками по отдельности, и вообще люди эти, буднично шагающие по современной Москве, вышли пять минут назад из совсем иной эпохи. А шли мы со спектакля, где вся труппа – это двое замечательных этих парня, Виктор Кузин и Павел Шишлянников + звуко/светорежиссер в одном лице, а всего реквизита – пару стульев да прутик.

Жанр спектакля назван настораживающим своей заимствованностью словом «сторителлинг», а по сути – древнейшее искусство рассказа, из которого от древнейших посиделок у костров и выросли литература, театр и кино – да все искусство, собственно. Это потом на него навесили гроздья спецэффектов – от картинок в книгах с костюмами на подмостках до компьютерных киноспецэффектов, но суть-то не изменилась: если есть стоящая история и умение ее рассказать, то пока не замолчишь, слушатели не шелохнутся. Действие занимает около 50 минут и проживается на одном дыхании. На сцене двое, все время сталкивающиеся хотя и в несерьезном, кажется, но энергичном живом конфликте, который и двигает действие. Первый начинает с традиционного исполненного пафоса (и под музыку проникновенную) вступления о великой битве – и его тут же срезает ехидным комментарием второй. Оправдание, встречный удар – и защищается уже тот. Мечтатель и скептик, русский и татарин, лысый и курчавый, наконец – возможных противоположностей древняя история наша, да и внешний вид самих актеров, скрывают множество.

Мы привыкли жить в мире, где все, что касается истории нашей страны, или уже накрепко «забронзовело», или же – и во многом виной этому как раз бронза официоза – подвергается каким-то совершенно трэшевым нигилистическим нападкам типа Фоменко. А «народ безмолвствует» – в смысле, мало кого все эти древние дела по-настоящему интересуют. И вот перед благодарной аудиторией – детьми, которым еще интересно все – два человека берутся ярко и живо, в лицах и на пальцах, изобразить произошедшее 8 веков назад со всеми его причинами и до наших дней дотягивающимися последствиями. Вряд ли хотя бы часть из тех чиновников, что по великим датам стоят со скорбным или умильным видом под перекрестьем камер на отчетных мероприятиях, в состоянии своими словами объяснить, о чем скорбят и кого чествуют – а ведь известно, что дабы знать, куда идем, надо знать и – откуда. Что такое феодальная раздробленность? «Да вот она и есть», – говорят герои, замерев посередине полушутливой стычки, до которой их довела очередная пикировка. «Ты князь Тверской, – говорит первый случайному ребенку в зале, – а я хан. Хочешь ярлык? Будешь главным! Хочешь, ну бери… а, нет! Другому дам!» – и с хихиканьем отдергивая руку с прутиком-ярлыком поясняет, что вот так вот князей между собой ордынские владыки и стравливали. Прутик потом, конечно же, станет тем самым, на примере которого во втором ряду – точно посередине маленького Белого зала, чтобы было видно всем – покажут, как легко ломать русских князей поодиночке, и как непросто – всех разом. Вспомнят «Задонщину» и, по слову летописи, первый ряд будет топать, как кони, второй – выть как ветер и волки, третий – каркать, а четвертый – трубить коломенскими трубами. Не то, что актеры – все мы с ними, даже не преобразившимися за счет костюмов, побывали в ожившей старине. Все – силами их энергичности, харизмы, пластики и увлеченности.

Даже случайные фотографии происходящего кажутся по выразительности поз и лиц героев постановочными. (О выразительности – дочка поразилась тому, что еще задолго до того, как услышала со сцены «Ты, Паша…» уже знала, что Шишлянникова зовут Павел – «У некоторых прямо видно, как их зовут!»). В поведении актеров, интонациях их – та же двойственность: противопоставление несерьезности и постепенного подъема к обобщению и знанию. На «разогреве» под дружный смех детей в традиции какой-нибудь легкомысленной анимации изображают хана Мамая – «шашлик-машлик-кишмиш», схватки здесь поначалу – это классическое детское «тыдыщь-быдыщь», но над гибелью оживших героев Куликова поля смеяться уже не тянет, в определенный момент из уст одного из героев звучит в адрес ерничающего напарника даже такое: «Слушай, ну давай уже серьезно, а?» Но и тот уже «срезает» мечтателя замечаниями не просто ехидными, а очень и очень важными – когда первый норовит завершить спектакль торжественной одой великому сражению под соответствующую музыку, скептик спрашивает – а всего через 2 года что случилось-то? Поклон создателям за то, что рассказали в лицах о разграблении и сожжении спасенной было на Куликовом столицы всего 2 года спустя. Потом, когда все завершилось, а дети жаждали продолжения истории, готовы были обсуждать и спорить, разговаривал с ними о том, что одержать победу – дело великое, но еще важней – пережить, не отчаиваясь и борьбу продолжая, следующие за ней неизбежные поражения. Что величие Донского не в единичной Куликовской битве, а в том зачатом им мощном курсе, который отозвался в веках и который гораздо больше единичных и побед, и поражений. Хотя и тут скептик в ответ на объяснение первым плодов начатого Дмитрием Донским объединения нации – «ныне – одна шестая земного шара» – вклеил: «Думаешь, это так важно?» В общем, плюрализм и простор для дальнейших обсуждений очевидные – как и горячая готовность детей обсуждать по мотивам спектакля десятки нюансов только что увиденного зрелища и истории в целом. Возрастной ценз спектакля – 8+, но тут создатели, думаю, несколько перестраховались: творящееся действо и четырехлетку увлечет (ну разве что далеко не все поймет, конечно, да и костюмы сути происходящего не подскажут), даже старательно острившие в ответ на реплики актеров из первого ряда ребята годов так двенадцати делали это судя по всему лишь из-за подростковой неловкости и достаточно быстро замолкли, подавленные и увлеченные энергичностью происходящего. «Тайна Куликовской битвы» – союз выдающейся харизмы и энергичности прекрасных актеров с мощной, глубинной темой нашей русской истории. Удивительно мощное по уровню отдачи зрелище, которое совершенно не пытается поразить и увлечь тебя ничем, кроме самой истории и увлеченно рассказывающих ее людей. Бесценный на самом деле опыт в эпоху дурной бесконечности все совершенствующихся спецэффектов, каждый из которых стремится с еще большим переподвыподвертом пощекотать центры удовольствий зрителя.

Отзыв Афиша.ру

0