ОЛЬГА

ОЛЬГА
Режиссёр: Олег Куксовский
В ролях: Анастасия Привалова, Виктор Кузин/Давид Гугулян

ОЛЬГА-ЕЛЕНА

Ой, ну зачем это нужно? – восклицает актер на предложение актрисы начать рассказ о княгине Ольге. – Кому это интересно: ведь это было сто лет назад! Не сто, а тысячу, поправляет актриса. Тысячу лет назад, хватается за голову актер. Телефонов не было, холодильников не было, компьютеров не было, интернета не было, ничего не было… Как жить?! Так начинается спектакль «Ольга» в «Студии историй.
Зачем сразу обозначать пропасть между сегодняшним днем и древними временами, когда правила эта умная и жесткая женщина, ставшая первой на Руси христианкой и первой же исторической русской святой? Да как раз затем, чтобы проложить для юных зрителей мост через эту почти бездонную пропасть. Потому что деяния Ольги даже у современного взрослого вызывают оторопь, если не сказать ужас.
Действуя коварством и хитростью, вдова киевского князя Игоря мстит и мстит убившим его древлянам, ищущим способа замириться с обиженной – по понятиям той эпохи, единственно возможным способом: предлагая ей новый брак со своим князем. Заметим, и покойник-то тоже хорош: вольно ж ему было, собрав положенную дань, возвратиться с полдороги за новой! Летопись временных лет сохранила справедливое суждение данников об Игревом ноу-хау: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит»…
Но будущей святой нет дела до справедливости, и она велит то закопать в земле ладью древлянских послов, то пожечь их живьем в бане. «Как, с людьми?» – каждый раз недоверчиво ахает актер, изображающий «слуг», которым назначено исполнить это жуткое дело. Конечно, с людьми, недоуменно пожимает плечами Ольга, как иначе-то?
И пусть актриса робко пытается оправдать действия своей героини, объясняя, что у той не было иного выхода, что она была одна, и ей во что бы то ни стало надо был сохранить страну и престол для своего совсем еще маленького сына, сознание современного человека все равно протестует и отказывается это принимать.
А Ольга тем временем идет в своей мести еще дальше и сжигает целый город Искоростень – столицу древлян, снова обманув их доверчивость к ее обещаниям мира.
Все получается у нее – даже обвести вокруг пальца Византийского императора Константина, прельстившегося ее красотой и принуждавшего ее к браку: негоже, де, христианину жениться на язычнице. Ослепленный Константин тут же бросается самолично крестить ее в новую веру – и тут же сталкивается с непреодолимым препятствием: как крестному отцу, ему возбраняется вступать в брак с крестной дочерью. Экая, однако, пройдоха эта Ольга, в крещении Елена!
Единственное ее огорчение – сын, князь Святослав, закоренелый язычник, и слышать не хочет о заповедях «не убий» и «не укради». Как это? Перед ребятами же, тьфу ты, дружиной неудобно… Но у нее есть внук – Владимир. Будущий Красно Солнышко, креститель Руси. Правда, он еще маленький. Так что она умрет, так этого и не узнав…

ПОДПИСАТЬСЯ НА АНОНС

Подписаться на анонс