Так уж вышло, что учебник истории за шестой класс и сторителлинг слились для меня в один пространственно-временной континуум, погрузив в единый исторический контекст. История России в цифрах и картинках. Крещение Руси и Царица Софья (регентша Петра Великого).

Учебник истории входил в обязательную программу. Нужно было проконтролировать дочку, правильно ли она понимает «значение принятия христианства в 988 году». «Мастерская сторителлинга» предлагалась факультативно. Актеры мастерской Костя Кожевников, Настя Федоркова и Алла Иванцова представляли истории о российской Истории в Первой библиотеке городских историй. Зрителями были школьники (тоже шестиклассники).

Каюсь. Сомневался. Трусил. Уж больно мне понравился спектакль Театра док «В поисках священных даров», в котором принимал участие Костя, и который тоже о российской истории (о старообрядцах). А вдруг, думал, не попадет снаряд туда, куда он обычно дважды не попадает…


Но, что-то било меня по темечку, «сходи, Кирилл Палыч… сходи, дорогой…сторителлинг все ж таки…»

Вспомнилось, какое я потрясение получил два года назад, когда актеры той же «Мастерской…» (Родион Долгирев, Егор Баринов, Марианна Шульц) в трех историях представили мне «Короля Лира» (которого я тщетно пытался «взять» и книгой и фильмом). Да так представили, что я все сразу понял, принял и «заколдобился».

Одним словом, снобизм был повержен, а интуиция восторжествовала! Дошел я до библиотеки и не пожалел ни разу. А сторителлинг, в очередной раз, (тут надо и рассказчиков помянуть добрым словом) показал свое превосходство перед сухим изложением исторических фактов. Как вымученно пересказывала мне Ксения Кирилловна то, что прочитала в учебнике по поводу Владимира «Красно Солнышко» и его исторической миссии. И с каким восторгом, соучастием и горящими глазам принимали, собравшиеся в библиотеке шестиклассники, тот же (де юре) материал, но, ох как «не тот же» де факто.

Мне кажется лучший показатель мастерства актера, это, когда вспоминая действие, говоришь не о его игре, а обсуждаешь свои отношения с героем. Костя и Настя растворились (для меня) во Владимире и всем его неоднозначном окружении и во всех его еще более неоднозначных поступках. Я уже не раз говорил об инфляции информационных поводов и фактов, в том числе и связанных с древней историей. Мы в тысячный раз произносим: «Крещение Руси», и нам кажется, что все об этом знаем.

А история-то интересная… Как, будучи атаманом банды головорезов с жестким характером, отягощенным детской психологической травмой, это «Красно Солнышко» вдруг привел к единой вере целый народ. Как «у разбойника лютого СОВЕСТЬ Господь пробудил…» Вот уж преодоление преодолений. Конечно, без женщины не обошлось. И все это (и кровь, и вера, и любовь) было представлено школьникам так, что те только рты и глаза открывали, а после в ладоши хлопали. Жаль дочка моя этого не видела.
Вот вам и «вопросы в конце параграфа для повторения материала».

И только с овациями шестиклассников я вспомнил про Костю и Настю, а вспомнив, мысленно поблагодарил, за историю и за урок истории. Это был удивительный дуэт сторителлеров, и, что важнее, дуэт этот не возможно было ни визуально ни мысленно оторвать от их аудитории, в которую они вросли, с которой взаимодействовали через Историю.  А, уж, в каком возбуждении были детишки. В школу идти не хотели, требовали еще историй. Учительнице ничего не оставалось, как дать добро на продолжение сторителлига.
Old School is over! Welcome to Storytelling!

Ой, как мне все понравилось, как стыдил я себя сомневающегося, и как хвалил себя, слушающегося голосов. Была и вишенка на торте. Костя попросил учеников поделиться впечатлениями.
И это тоже вызов Сторителлеру. Как задавать вопросы, на которые зрителя не надо заставлять отвечать? Как ту энергию, которую в нем генерировало предыдущее повествование преобразовать в желание поделиться сокровенным? Как Зрителя превратить в Рассказчика?

Ну и об образовании немножко…
Словари с хрестоматиями хорошо, а сторителлинг лучше. Я б в сторителлеры пошел, если бы в школах была такая дисциплина. Даты и формулы – незыблемы. Но за каждой датой, за каждой формулой стоит живой человек, да не один. И у каждого свое состояние. Оно то и остается в Истории и памяти народной. Потому что человеку всегда интереснее человек.

Спасибо, Костя, Настя и Алла!
Нечаянная радость самая радостная!
Long Live Storytelling!

Источник: http://realmir-gopius.livejournal.com/907971.html